Контроль за использованием попутного нефтяного газа (ПНГ)

Контроль за использованием попутного нефтяного газа  - основные принципы недропользования

Основными принципами современного пользования недрами в соответствии с законодательством о недрах являются требования государства, направленные на обеспечение рационального использования ресурсов углеводородного сырья, максимальное извлечение ресурсов, исключение выборочной отработки месторождений, потерь сырья в недрах.

Основой рациональной разработки углеводородных запасов являются проектные и технологические документы на разработку, которые составляются на основании лицензий на пользование недрами, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Но главная проблема заключается в том, что на предприятие- недропользователя возложена задача по максимальному использованию попутного нефтяного газа. В то же время право регулировать цену на газ принадлежит государству. И здесь получается нестыковка: предприятие не заинтересовано в том, чтобы его использовать, проще заплатить штраф за сверхнормативное сжигание.

Контроль за использованием попутного нефтяного газа – анализ ситуации

В настоящее время пятая часть газа, добываемого в России, сжигается на факелах. Порядка 35% используется на газоперерабатывающих заводах и 45% попутного газа используется на собственные нужды: это котельные, газотурбинные электростанции и т.д.

Анализ существующего положения показал, что в государстве в настоящий момент слабая система принуждения к эффективному использованию ценнейшего углеводородного сырья. Попутный нефтяной газ продолжают считать сопутствующим продуктом. К нему не относятся как к полноценному сырью, такому, как нефть или природный газ. В предыдущие годы на него не распространялись акцизы ВМСБ, Роялти, а сейчас отсутствует налог на добычу. Ежегодно не утверждаются объемы его добычи, нет эффективного контроля за объемами добычи и использования, как попутного нефтяного газа, так и сопутствующего конденсата. Отсутствуют приборы учета и т.д.

В настоящее время величина штрафа за сверхнормативное сжигание значительно ниже, чем в других развитых нефтедобывающих странах мира, и нормативы сжигания четко не регламентированы. В проектах разработки месторождений практически не используются в соответствующих условиях альтернативные заводнению методы, например, водогазовое воздействие. При составлении проектных документов отсутствует в качестве отдельных разделов развитие направлений по добыче газового конденсата и попутного нефтяного газа. Это упущение привело к тому, что такой ценнейший продукт как газовый конденсат используется совершенно неэффективно.

В сложившейся ситуации, инспектор Федеральной службы надзора в сфере природопользования, даже при наличии конкретных показателей по использованию попутного нефтяного газа, в соответствии с Законом № 134 «О защите право потребителей» может наложить максимальный штраф за невыполнение этих показателей 40000 рублей, не чаще, чем раз в 2 года.

Что касается использования нефтяного газа нашими нефтяными компаниями, по статистике за 2005-й и 2006-й годы, и за первые полгода 2007 года, безусловный лидер ОАО «Сургутнефтегаз». У него самые высокие показатели утилизации попутного нефтяного газа. У мелких производителей – ситуация плохая. Дело в том, что крупные компании в состоянии договориться с тем же «Газпромом» о поставках попутного нефтяного газа. Мелкие производители этого сделать не в состоянии, поэтому они вынуждены газ сжигать.

Контроль за использованием попутного нефтяного газа – предложения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Предложения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по использованию попутного нефтяного газа и повышению экологической безопасности освоения месторождений следующие:

Это разработка и реализация систем административных и экономических стимулов, направленных на переход компаний - недропользователей к полному использованию попутного газа. Необходимо разработать нарастающую шкалу штрафных санкций за сверхпроектное сжигание газа. Подчеркиваю: сверхпроектное. А Федеральному агентству по недропользованию, при согласовании проектов на разработку больше внимания уделять разделу использования попутного газа.

Необходима разработка Федеральной и Региональной целевых программ по обеспечению использования газа, предусматривающих предоставление субсидий, гарантий, субвенций из федерального и регионального бюджетов на финансирование создания мощностей по транспортировке и переработке газа. Поскольку эта программа комплексная, тут невозможно, просто переговорами между компаниями – недропользователями и сопутствующими, включая РАО ЕЭС, Транснефть, Газпром, договориться. Процесс должен происходить под эгидой государства.

Необходимо также введение законодательной нормы об обязательном включении на всех стадиях проектирования при освоении новых и развития разрабатываемых месторождений в состав проектных документов разделов по использованию попутного нефтяного газа и исключению сжигания его в факелах.

При этих условиях, под жестким контролем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, через 5-7 лет, предприятиям будет экономически  невыгодно сжигать газ, и платить огромные штрафы. Тем более что в соответствии с Киотским протоколом, с 2012 года условия платежей для нашей страны будут значительно ужесточены, поэтому меры необходимо принимать уже сейчас.


В.В. Смолин
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ