Состояние и перспективы обеспечения рационального использования попутного нефтяного газа

Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 года, Министерству промышленности и энергетики РФ, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, и Министерству природных ресурсов РФ, поручено Правительством принять необходимые меры, направленные на минимизацию объемов сжигаемого на факелах попутного нефтяного газа при освоении месторождений.

В целях реализации Постановления Ростехнадзором был издан соответствующий приказ, определена программа работ в этом направлении и создана рабочая группа, которая должна координировать эту работу. В рабочую группу вошли представители Ростехнадзора, представители администрации Ханты-Мансийского автономного округа и представители научных экспертных организаций, специализирующихся в этой области.

Приказ и программа для обеспечения межведомственного взаимодействия были направлены в МПР России, Минпромэнерго России. Постановочные вопросы по обеспечению рационального использования попутного нефтяного газа, обусловлены тем, что нормативно-правовые документы, законодательство, регулирующее указанные проблемы в России, содержат положение, допускающее сжигание попутного нефтяного газа на факеле при экономической нецелесообразности его переработки. В результате, анализ показал, что сейчас второе место среди нефтедобывающих государств по сжиганию этого газа.

Между тем, попутный нефтяной газ - ценнейшее химическое сырье, высокоэффективное органическое топливо, содержащее значительное количество метана, этана, пропана, бутана, других предельных углеводородов. Потери нефтяного попутного газа формируются, в основном, за счет мелких, средних, удаленных от трубопроводных систем мест переработки, месторождений. Организация сбора ПНГ на таких месторождения, при действующих технологических схемах, является капиталоемким мероприятием, со значительными эксплуатационными затратами, которые в настоящее время не окупаются из-за сложившихся цен на попутный нефтяной газ. Поэтому надо сказать, что в настоящее время все затраты на промысловую подготовку попутного газа, строительство сооружений внешнего транспорта, компрессорных станций трубопроводов практически входят в себестоимость нефти.

Позицию государства по отношению к рациональному использованию попутного нефтяного газа выразил Президент Российской Федерации в перечне своих поручений по этому вопросу по результатам совещания по экономическим вопросам 6 августа 2007 года. Поручением предусматривается введение запрета на эксплуатацию месторождений не оборудованных приборами учета добываемого попутного нефтяного газа, оснащение факельных установок счетчиками для учета сжигаемого ПНГ, отмена ценового регулирования ПНГ, увеличение штрафов за сверхнормативные выборы при сжигании ПНГ, обеспечение доступа к единой системе газоснабжения для сухого газа после переработки попутного нефтяного газа и в единые электрические сети для электроэнергии, вырабатываемой на газотурбинных и газомоторных электростанциях. А так же дополнительные требования к недропользователям при разработке проектов освоения месторождений.

Как видно из поручений эта проблема является многофакторной, сложной и включает в себя комплекс вопросов - организации учета, подготовки, транспортировки, переработки, реализации продуктов переработки газа. План, который был утвержден Ростехнадзором, в связи с этим, разбит, условно, на три этапа.

На первом этапе план будет реализовываться на территории Ханты-Мансийского автономного округа, который является крупнейшим нефтедобывающим регионом, более 50% нефти добывается там. Второй этап будет проведен во всех других регионах, включая Уральский, Сибирский, Северо-Западный, Приволжский, Южный и Дальневосточный федеральные округа. И третий этап ориентирован на совершенствование нормативно-правовой информационной базы в сфере рационального использования и учета попутного нефтяного газа.

Основной задачей на первых двух этапах является оценка наличия технического состояния и соответствия нормативным требованиям средств измерения и учета попутного нефтяного газа на всех стадиях технологического процесса его добычи, оценка достоверности его учета при добыче и сжигании попутного нефтяного газа. Оценка и осуществление нефтедобывающими компаниями, ведение учета объемов попутного нефтяного газа.

В настоящее время реализуется наиболее трудоемкий этап. Это проведение обследования всех факельных систем. Достаточно сказать, что на территории одного Ханты-Мансийского округа факелов более 560 единиц. По состоянию на 1 октября 2007 уже проверено около 70 факельных систем, составлено порядка 300 актов проверок. Сейчас идет процесс систематизации результатов и их анализ. В ходе анализа установлено, что приборы учета добываемого попутного нефтяного газа на проверенных объектах отсутствуют практически во всех компаниях - недропользователях.

Учет ведется расчетным путем - умножением объема добываемой нефти на величину газового фактора. Погрешность таких расчетов достаточно большая. Исключение составляет ООО <Лукойл АИК>, где на двух кустах из 26 установлены мультифазные измерительные приборы.

Общий анализ показывает, что оснащенность факельных установок замерными устройствами у разных недропользователей на территории Ханты-Мансийского округа колеблется от 20% до 90%, средняя - 70%. Из имеющихся измерительных приборов, в основном, используются устаревшие образцы. Конструктивные особенности данных приборов позволяют не иметь соответствующих пломб и допускают вмешательство персонала в работу этих приборов.

В виду отсутствия инструментального учета добываемого ПНГ с помощью измерительных приборов, оценить технологические потери и естественные убытки достаточно сложно. Трудно, так же, достоверно оценить объемы сжигаемого ПНГ. Анализ показывает, что эти объемы могут быть, на самом деле, больше, чем они декларируются недропользователями. Надо сказать, что по официальной статистике в 2006 году у нас в стране сожжено 6,2 миллиарда кубических метров. Но обследование одного Приобского месторождения показало, что только на одном месторождении сжигается миллиард кубических метров в год.

Необходимо отметить, что одновременно с проведением проверок факельных систем, выполняется проверка наличия и технического состояния средств измерения объемов добываемой нефти, что позволит организовать достоверный учет добычи нефти по скважинам. В ходе подготовки и проведения проверки экспертными организациями, научно-исследовательскими институтами так же проведен анализ имеющихся на рынке средств измерений газа и нефти, как отечественного, так и импортного производства. По оценке этой рабочей группы, наиболее перспективными измерительными приборами в настоящее время являются мультифазные приборы. Они позволяют без разделения на фазы в потоке в постоянном режиме производить замеры нефти, газа и воды непосредственно на кустах или на устье скважин. И соответствующую информацию в режиме он-лайн транслировать в нужную точку сбора информации. Эти приборы компактны, по сравнению с тем, какие сейчас используются замерные узлы.

Собираются данные о химическом составе нефтяного попутного газа, что, в свою очередь, даст возможность сократить сроки реализации третьего этапа, а так же поможет разработке нормативной документации по предельно допустимым выбросам. Рабочей группой одновременно с проведением проверок готовится предложение по изменению нормативно-правовой базы и технических документов, связанных с рациональным использованием попутного газа. Предварительный анализ этой работы, к концу года уже будет выполнен.

Ведется так же анализ имеющихся перспектив использования ПНГ, снижения капитальных затрат, эксплуатационных затрат при подготовке использования ПНГ, внедрение различных передовых технологий, оборудования по утилизации ПНГ. Изучаются так же методы решения вопроса рационального использования попутного нефтяного газа в других странах, в том числе, в Казахстане, где имеется положительный опыт решения этих проблем. Например, Правительством Казахстана было принято постановление, в котором определены штрафные санкции за сжигание ПНГ на факелах и загрязнение атмосферы из расчета стоимости продуктов, которые можно было бы получить из объема сжигаемого попутного нефтяного газа. Конечно, такое решение создало мощный экономический стимул для решения этого вопроса.

Окончательная реализация первого этапа обследования в Ханты-Мансийском автономном округе будет закончена в октябре. Думаю, мы сформируем свои выводы и предложения, которые внесем потом недропользователям. Второй этап обследований будет реализован по программе в феврале месяце. И до сентября 2008 года планируется завершение этапа, связанного с совершенствованием нормативно-правовой базы.

А.А. Шаталов
Начальник управления по надзору за объектами нефтегазодобычи, переработки и магистрального трубопроводного транспорта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору